Наши проекты

Наши любимые стихи

Во тьму веков та ночь уж отступила,
Когда, устав от злобы и тревог,
Земля в объятьях неба опочила,
И в тишине родился с нами Бог.


Публикации сотрудников

 
Иванов А.В. Укок как священная территория народов Алтая
— 7 декабря 2011 года

 Иванов А.В., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой философии АГАУ

 
 

1. Феномен сакральности в культуре коренных народов

1.1. Понятие сакральной (священной) территории 

В настоящее время общепризнано, что места традиционного проживания коренных народов включают в себя сакральные (священные) объекты. Это могут быть отдельные природные объекты в виде гор, водных источников, рек, озер, рощ, деревьев; объекты культуры (храмово-погребальные комплексы, архитектурные сооружения, наскальные изображения), а также сакральные территории, где природные и культурные элементы образуют целостные культурные ландшафты, выделяемые и охраняемые членами данной культурно-этнической общности. Для сакральных территорий характерны многослойная символика, особая пространственно-временная структура, связь с магической и ритуальной практикой коренных народов, уходящие корнями в глубины истории. В настоящее время ведутся достаточно интенсивные научные исследования сакральных объектов и территорий, в том числе и в Республике Алтай[1].

Сакральные территории воспринимаются коренным населением как особо значимые для их существования. В ряде сибирских субъектов Российской Федерации (Горный Алтай, Тува, Хакассия, Бурятия) предпринимаются усилия по приданию им особого правового статуса. «Для того, чтобы продвинуть вопрос о сакральных территориях на государственный уровень, - пишет, например, директор Каракольского этноприродного парка «Уч Энмек» Д.И. Мамыев, - необходимо, прежде всего организовать встречи с населением всей республики Алтай, напомнить об огромной роли Алтая, тем более, уже во многом научно обоснованной. Далее необходимо организовать сбор обращений от жителей республики, научной общественности в местные законодательные органы. В России такого опыта, к сожалению, нет, хотя во всем мире есть такие места, которые издревле считаются святыми…Необходимо принятие закона о Сакральных территориях в Российской Федерации. Это требование времени, завтра будет поздно»[2]. Аналогичная работа юридическому закреплению статуса сакральных земель ведется сегодня в Хакассии[3].

В целом, под сакральной (священной) территорией можно понимать сознательно выделяемую и маркируемую часть культурного ландшафта коренного народа, играющую важную роль в формировании и функционировании его традиционного мировоззрения; в процессах этнической самоидентификации; в культурном, демографическом и социально-экономическом воспроизводстве.

1.2. Функции сакральных территорий в культуре коренных народов

Сакральные территории благодаря своим уникальным природным и культурным элементам, а также благоговейному и бережному отношению со стороны коренного населения:

- выражают и хранят ключевые мировоззренческие идеи и ценности данной этнической общности, обеспечивая передачу из поколения в поколения большого массива традиционных знаний, в том числе и сакрально-эзотерического характера, сокрытого от представителей иных этнокультурных традиций;

- являются центрами культурного ландшафта, служа местом проведения традиционных праздников и обрядов. В отдельных случаях для сакральной территории характерен как раз запрет на посещение людьми, и мы сталкиваемся с феноменом «значащего отсутствия», когда непосещение и недеяние подчеркивают сакральный характер места. Во многом, как будет видно ниже, это характерно как раз для плоскогорья Укок;

- формируют психологическое чувство родства у членов данной этнокультурной общности и служат важным фактором ее непрерывного существования во времени;

- обеспечивают устойчивость хозяйственного потенциала традиционных ландшафтов, воспроизводство объектов собирательных и охотничьих промыслов;

- вызывают у людей чувство благоговения, творческого подъема, эстетического восхищения и нравственного катарсиса благодаря красоте природных объектов и гармоничной включенности в них культурных артефактов.

Сохранение сакральных территорий – гарант существования и воспроизводства традиционных культур, особенно культур малочисленных народов.

Развязное или деструктивное поведение на сакральных территориях, а тем более попытки их сознательного или бессознательного разрушения, - закономерно воспринимаются коренным населением как кощунство, как покушение на честь и достоинство народа. Подобные ситуации вызывают многочисленные этнические и религиозные конфликты по всему миру. Были подобные конфликты и на территории Республики Алтай, в том числе и в связи с раскопками на плоскогорье Укок.

1.3. Атрибуты сакральных территорий

К числу неотъемлемых свойств (атрибутов) священных территорий, благодаря которым они и распознаются людьми, относится наличие уникальных природных объектов, выдающихся по своим физическим и эстетическим характеристикам. Это могут быть высокие горы, целебные водные источники, живописные озера и реки, укромные плоскогорья и долины, древние лесные массивы с деревьями-долгожителями. С сакральными землями нередко совпадают центры биологического разнообразия и ареалы распространения редких животных. Последние часто рассматриваются местным населением как тотемные животные-прародители. Многие сакральные территории обеспечивают сохранность почвенных, водных и климатических балансов на огромных по площади территориях, выступая в роли глобальных стабилизаторов климата. На них также фиксируются геомагнитные и атмосферные аномалии, выходы редких пород металлов и минералов, необычные природные явления, типа причудливой игры облаков на рассвете и закате, свечения гор или вод. Люди, даже не принадлежащие к числу местных жителей, попав в подобную природную атмосферу, нередко испытывают необычайный прилив физических сил и состояние творческого вдохновения.

К атрибутам священных территорий относится также их близость к основным путям древних миграций и караванным тропам. Неслучайно подобные территории отличает необыкновенная глубина и плотность исторической памяти, проявляющиеся в многообразных артефактах культуры разных эпох и разных народов: курганах и менгирах, ритуальных комплексах и петроглифах, следах совершения древних обрядов. Так, исследователи древнего Алтайского святилища Бичикту-Бом, расположенного в священной Каракольской долине Онгудайского района Республики Алтай, отмечают: «Здесь проходили две основные дороги в древности на север и на юго-восток в Монгольский Алтай, по которой проходит сейчас Чуйский тракт и дорога на запад вдоль долины, далее на Чарыш и Ануй в западный Алтай. В данном случае нельзя не учитывать, что здесь, в центральной части Горного Алтая и находится территория формирования этнической группы алтай-кижи. К тому же вблизи другие памятники предшествующих эпох – могильники энеолита, скифской эпохи, гунно-сарматского времени и древнетюркские памятники. Не учитывать этого нельзя. Эта округа в центре Горного Алтая была духовно и исторически ценной территорией, на которой и возникло святилище»[4]. И далее: «На святилищах, как правило, представлены рисунки разных исторических эпох. Это важная особенность святилищ. Духовная ценность святилища тем выше, чем больше рисунков и как долго они существовали, т.е. святилище должно обладать большой исторической памятью. В этом его ценность, она накапливается в рисунках»[5].

Важным непосредственным доказательством сакральности местности служит то, что она окружено трепетным отношением со стороны местного населения, которое хранит о ней древние легенды и предания, передающиеся из поколения в поколение. Из века в век в этих местах проводятся праздники и культовые действия, призванные поддержать гармонию между человеком и Космоса, установить связь между миром людей и миром духов-хранителей. «Горы, по мнению алтайцев, - пишет Э.В. Екеева, - являются живыми существами, имеющие хозяев (духов)… Алтайцы также верят, что горы являются местом, где заканчивается настоящая жизнь человека и зарождается новая, т.е. они представляли жизнь человека как череду его перерождений. Согласно этому алтайцы раньше хоронили умерших в пещерах, гротах, в каменных осопях на склоне гор, в расщелинах скал»[6]. Из века в век сакральные земли и связанные с ними обряды выступали также важнейшим средством культурной самоидентификации и социальной интеграции этнических общностей. Они до сих пор являются местом паломничества и поклонения со стороны коренного населения.

При этом знания, связанные с сакральной территорией, могут носить эзотерический характер и не раскрываться перед носителями иных культурных и религиозных традиций. Сакральное молчание и феномен «значащего отсутствия» здесь зримо противостоят профанному говорению – едва ли не главному атрибуту современной техногенно-потребительской цивилизации.

1.4. Формы сохранения исторической памяти о священных землях

Известны три формы сохранения исторической памяти о священных землях: письменные источники, устная народная традиция, природно-культурный потенциал самой территории, несущий сакральные смыслы. Чаще всего действуют все три формы сохранения сакральной культурной памяти, но особенно интересна последняя форма.

Существует много примеров, когда отдельные сакральные объекты и целые сакральные территории почитаются священными не одним, а многими исторически сменяющими друг друга этническими группами, часто не имеющими культурно-языковых контактов между собой. Вновь пришедшие этносы часто интуитивно понимают их роль в сохранении биосферного потенциала окружающей среды, обеспечении гармоничных взаимоотношений между человеком и природой; земными, подземными и надземными слоями мирового бытия; прошлым, настоящим и будущим.

Именно такой характер носит сакральность английского мегалитического комплекса Стоунхендж, который почитался священным и древнейшим населением Англии - пиктами, и впоследствии пришедшими саксами и норманнами, и даже современными англичанами. Из века в век священной почиталась Минусинская котловина в Хакассии, где свои петроглифы и святилища оставили десятки племен и каменного, и бронзового, и железного века, а также народы последующих эпох. Подобный же сверхэтнический сакральный характер носит остров Ольхон на Байкале и святилище Колбак-Таш в долине реки Чуи на Алтае. Именно природно-культурный потенциал самого плоскогорья Укок из века в век привлекал и до сих привлекает к себе людей, превращая его в один из самых выдающихся сакральных объектов не только на территории Алтая, но и во всей Евразии.

2. Сакральность плоскогорья Укок

2.1. Атрибуты сакральности Укока

Уникальный биосферный и культурный потенциал плоскогорья Укок довольно подробно рассмотрен в коллективной монографии А.Н. Рудого, З.В. Лысенковой, В.В. Рудского и М.Ю.Шишина[7]. Фактором международного признания исключительных природных характеристик Укока стало его включение в 1998 году в Список Всемирного Природного Наследия ЮНЕСКО в номинации «Золотые горы Алтая».

Археологические сокровища Укока, которые стали приоткрываться ученым только с 90-х годов прошлого века, обстоятельно рассмотрены в монографиях новосибирских археологов[8]. Найденная же в скифском кургане Бертекской котловины мумия знатной женщины, получившая впоследствии название «принцессы Укока», признается богиней-прародительницей не только довольно широкими кругами коренного населения Алтая, но также многими корейцами, считающими горы Алтая своей исторической прародиной. В настоящее время, как известно, в государственном музее истории и культуры Республики Алтай (г. Горно-Алтайск) строится специальное помещение для хранения и экспозиции «принцессы Укока».

В целом священный характер плоскогорья удовлетворяет всем атрибутам сакральности, выделенным выше.

Во-первых, тюркская и монгольская этимология слова «укок» указывает на его сакральный характер. Одна из интерпретаций отсылает к монгольскому слову «ухэг», что буквально означает ящик, закрытый сундук с плоским верхом[9]. В интерпретации народного поэта Алтая В.Т. Самыкова (Паслея Самыка) слово «укок» следует понимать как «схрон», потаенное место, что соответствует традиционным представлениям о закрытости сакральных территорий от посторонних глаз. Другие реконструкции исконного смысла слова «укок» также указывают на его священный характер. В древнетюркском слово «кок» отсылает к вечно синему Небу, где верховное божество именовалось «Кок-Тенгри», а сами тюрки – «кек тюрк» («голубые тюрки»). Еще одна интерпретация связана с разбиением слова на два: Ук-Кок, что буквально может быть понято как «Слово Неба», ибо «кок» и в монгольском языке означает «голубой», а «ук» переводится как «слово»[10].

Важным подтверждением правоты последней гипотезы служит убежденность коренных жителей этих мест теленгитов, что на Укоке нельзя громко разговаривать, а, тем более, сквернословить или распивать спиртные напитки. За этими антисакральными действиями неминуемо последует наказание. Недаром суровый и прекрасный Укок был в течение многих столетий заповедной землей, где те же теленгиты никогда не охотились и не вели хозяйственной деятельности. Они посещали его лишь в летние месяцы для совершения обрядов. Перевал «Канас» они переводят как каан-ажу – буквально «царский перевал», по которому поднимаются на сакральные земли к местам вечного успокоения великих предков. Тревожить их прах – значит рушить устои мирового бытия и навлекать не себя в живом Космосе неисчислимые беды. Кстати, истинность многих традиционных воззрений сегодня сплошь и рядом подтверждает современная наука. Здесь достаточно вспомнить традиции индийской йоги. Любопытно, по древним буддийским преданиям сам Будда доходил до Укока, а на том же перевале Канас находится святилище с выбитой на камне священной для буддистов формулой Ом-мани-падмэ-хум («О, сокровище на лотосе!»).

Во-вторых, территория Укока характеризуется выдающимися по своим биосферным функциям и эстетическим характеристикам памятниками природы, из века в век выступавшими объектами религиозного поклонения со стороны многих коренных народов. На подъезде к перевалу Теплый ключ, ведущему на плоскогорье, расположены знаменитые целебные Джумалинские ключи, которые лечат от многих болезней и почитаются священными. В старину местные жители даже останавливались всегда несколько в стороне от целебных источников, чтобы к ним могли ночью подходить горные бараны, козлы и косули.

С перевала Теплый ключ, ведущего на Укок, открывается необыкновенный вид на горный массив Табын-Богдо-Ола (Таван Богд), господствующий над плоскогорьем Укок. Его название переводится на русский язык как «пять священных вершин». Они почитаются таковыми всеми окрестными народами: монголами и алтайцами, тувинцами и казахами.

Священный характер носят также места слияния рек Укока – Ак-Алахи и Колгуты, Ак-Алахи и Кальджинки. Они сакрально маркированы большим количеством курганных захоронений и менгиров разных эпох, расположенных внизу, непосредственно близ мест слияния; а также святилищами и ритуальными выкладками, вынесенными на близлежащие господствующие высоты. Эти ритуальные комплексы среднего яруса практически всегда пространственно ориентированы на Табын-Богдо-Ула, образующую сакральную вертикаль плоскогорья. Соответственно, пространственная архитектоника Укока в единстве его природных и культурных составляющих подчеркивает и оттеняет традиционную трехчленную вертикальную структуру мира, свойственную мировоззрению всех кочевых народов региона. Голубое небо (Кок-Тенгри) над белоснежными вершинами Табын-Богдо-Ола как нельзя лучше символизировало вечное место обитание богов и душ великих предков, охраняющих мир живущих людей и доносящих до них вести с высших небес. Мумифицированные тела пазырыкской знати, судя по всему, как раз и были призваны удерживать души племенных вождей и жриц над сакральными местами, чтобы они и после физической смерти продолжали выступать в роли хранителей родовых территорий и посредниками между богами и людьми. Одежда и татуировка на теле той же «принцессы Укока» непосредственно указывают на трехчленность мира, где низ символизирован татуировкой рыбы – налима, а солнечный верх – изображениями птиц на головном уборе.

Места слияния земных рек символически сопрягаются в традиционном сознании многих народов с небесными реками, где энергии земные тесно переплетаются с энергиями небесными и где взаимодействие между слоями мироздания осуществляется легче, чем в других земных местах. В частности, праведным душам здесь легче возноситься к «небесным кочевьям», а простым смертным нисходить в подземное царство Эрлика. На Укоке сакральный характер речных русел особенно явственно подчеркивается белой водой реки Ак-Алахи, которая широкими меандрами стелется по всей Бертекской котловине, напоминая своим извивами волны и круги человеческой жизни.

Показательно, как древний сакральный ландшафт влияет на нынешнее, преимущественно пришлое, казахское население Укока. Авторы книги «Древние культуры Бертекской долины» подметили важный момент: «Регламентированная традицией пространственная связь времен зримо представлена на плоскогорье Укок, где современные зимники и осенники располагаются на местах старых стоянок, рядом с археологическими комплексами. Адаптируясь к естественно-географическим условиям района, новопоселенцы осваивали пространство в совокупности его биосферных и антропогенных факторов, органично включая артефакты иных эпох и традиций в систему собственной культуры. Тропы и долины, отмеченные древними петроглифами, они использовали для собственных кочевий. Ранние казахские стоянки, к примеру, располагались среди утесов урочища Кызыл-Тас, непосредственно примыкая к скальным выступам, изобилующим петроглифами»[11].

В-третьих, исключителен Укок и с точки зрения своего биологического разнообразия, что усиливало ощущение его избранности и особой продуктивной хозяйственной роли в жизни местного населения. Только из занесенных в Красную книгу Республики Алтай здесь можно встретить 16 видов растений (среди них золотой корень и красный корень) и 40 видов животных и птиц (среди них барс, горный баран аргали, кот манул, черный аист, горный гусь, степной орел)[12]. По свидетельствам очевидцев, на плоскогорье были замечены такие редкие виды животных как антилопа дзерен и красный волк[13]. По свидетельствам респондентов-теленгитов, многие виды, обитающие на плоскогорье, являются тотемными животными, особенно птицы. В силу этого охота со стороны коренного населения на Укоке не велась и не ведется по сию пору. Опять-таки показательно, что казахи, обосновавшиеся на Укоке с конца 19-го века, органично впитали в себя традиции иного народа. «Активная охотничья практика, - пишет И.В. Октябрьская, - предполагает соблюдение ряда природоохранных нормативов, сочетающих рациональные и мифоэкологические аспекты. Среди них установленный обычаем запрет убивать лебедей, турпанов и журавлей – птиц, которые живут парами и с которыми связаны представления о целостности и благополучии семьи. Табу, действующее в районе Укока, распространяется и на особей-альбиносов. Они считаются священными животными, принадлежащими духу – хозяину земли, «дьертын-ээзи»…Представления о нем существуют не только у алтайцев, но и у казахов. Исповедуя мусульманство, казахи сохранили архаические верования, ряд которых актуализируется в результате иноэтнического влияния»[14].

В-четвертых, плоскогорье Укок, несмотря на свой суровый климат и трудный рельеф, лежала на перепутье движения древних народов Южной Сибири и Центральной Азии. Через него проходил древний путь (а потом и торговый караванный маршрут) из долины Бухтармы в Западную Монголию, а также дорога из северных и северо-западных районов Алтая, в том числе из старообрядческой Уймонской долины, через перевал Канас в Китай и далее в направлении Тибета. Именно через Укок отправлялись многие староверы-странники в глухие горы и степи Центральной Азии в поисках легендарного Беловодья. Открытость плоскогорья с четырех сторон света, действительно, превращала его в своеобразный «Алтарь Евразии», к очагу которого для предания земле великих предков и для жертвоприношений из века в век приходили различные народы. Само плоскогорье представляет собой настоящий археологический музей под открытым небом. По количеству погребальных комплексов, курганов и петроглифов разных эпох, разбросанных по обширной территории с Укоком могут конкурировать разве что долина реки Елангаш и Каракольская долина. Только «на предполагаемой линии планируемой дороги и газопровода Россия-Китай от Кош-Агача до перевала Канас, - свидетельствуют В.И. Соенов и А.В. Шитов, - сконцентрированы сотни археологических объектов, являющихся ценным историко-культурным наследием народов Республики Алтай. Эти памятники свидетельствуют о том, что этот район являлся местом проживания людей во все исторические периоды с позднего палеолита до современности…В отличие от аналогичных памятников других участков Горного Алтая, археологические памятники этого района подверглись относительно небольшому воздействию антропогенного фактора…Для археологических памятников долин рр. Тархата, Усой, Калгуты, Ак-Алаха, образующих в сочетании с окружающей средой особые ландшафтные зоны, сегодня существует один основной фактор угрозы – антропогенный»[15].

В-четвертых, и это самое главное, сакральность Укока не является исключительно достоянием прошлого, а переживается коренным населением как актуальная и значимая реальность, влияющая на судьбы и отдельных людей, и всего алтайского этноса. Особая культурная значимость Укока для населения всего Алтая подтверждается и данными конкретных социологических исследований: «Показателем сформированности регионального самосознания является…высокая степень согласованности и единства в оценке значимости для исторической памяти народов Республики Алтай следующих объектов: Телецкого озера (20,2% всех респондентов), долины Бертек – плато Укок - Пазырыкских курганов (19,2%), горы Белухи (14,4%), Улалинской палеолитической стоянки г. Горно-Алтайск (6,5%)»[16]. Эти данные хорошо коррелируют с другими социологическими исследованиями. По итогам опроса, проведенного в 2006 году алтайскими социологами Ю.Е. Растовым и Д.И.Щербининым, 68,5% опрошенных жителей Республики Алтай выступают против газопровода «Алтай» через плоскогорье Укок, а 74,5 % - против автодороги в Китай[17].

Понятно, что необходимы новые и более систематические социологические и этнокультурные исследования, касающиеся сакральности Укока и отношения местного (коренного и некоренного) населения к перспективам прокладки прямого газопровода и автомобильной дороги из России в Китай через плоскогорье Укок. Однако уже сейчас можно сделать ряд достаточно обоснованных выводов.

2.2. Возможные последствия проведения магистрального газопровода «Алтай» и сопутствующей автомобильной трассы через плоскогорье Укок

Во-первых, в результате строительных работ несомненный урон будет нанесен уникальной природе и археологическим памятникам Укока, имеющим огромную историко-культурную ценность. Те же В.И. Соенов и В.И. Шитов пишут: «При сложившейся практике проектирования, строительства и эксплуатации автодорог и газопроводов предполагаемый проект создает угрозу разрушения сотен уникальных археологических объектов на участке от Кош-Агача до перевала Канас. Следовательно, с археологической точки зрения, строительство автодороги и газопровода через долины рр. Тархата, Усой, Калгуты, Ак-Алаха нецелесообразно»[18].

Во-вторых, плоскогорье Укок в единстве его природных и культурных составляющих остается сакральным объектом для очень значительного количества жителей Республики Алтай и в первую очередь для теленгитов Кош-Агачского района. Реализация планов строительства может привести к серьезным конфликтам на этнической почве и обернуться серьезным обострением межнациональных отношений в Кош-Агаче и в Республике Алтай. Учитывая общее социальное неблагополучие региона, это может серьезно дестабилизировать обстановку на стратегической значимой приграничной территории Российской Федерации.

В-третьих, Укок неизбежно утратит статус объекта Всемирного Природного Наследия ЮНЕСКО и поставит под угрозу всю номинацию «Золотые горы Алтая». Помимо прямого ущерба экологическому имиджу, России будет нанесен ущерб и ее международному культурному имиджу, ибо потеря практически нетронутой сакральной территории коренных народов иначе как техногенным варварством назвать трудно.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Святилища: археология ритуала и вопросы семантики. СПб., 2000; Марсадолов Л.С. Методические аспекты изучения древних святилищ Саяно-Алтая// Теория и практика археологических исследований. Барнаул, 2005. Вып.1.; Мартынов А.И., Елин В.Н., Еркинова Р.М. Бичикту-Бом – святилище Горного Алтая. Горно-Алтайск, 2006; Алтай сакральный: культовые и археоастрономические смыслы святилищ: сборник статей. Барнаул, 2010.

[2] Мамыев Д.И., Токова Н.И. Значение сакральных территорий в национальной культуре Алтая\\Единое культурное пространство Большого Алтая. Материалы международной конференции «Проблемы сохранения и развития культуры народов «Большого Алтая», Барнаул, 30 ноября – 1 декабря 2008 г. Барнаул, 2008, С.107-108.

[3] См. напр.: Тугужекова В.А. В Хакассии утвержден перечень сакральных мест// Новые исследования Тувы. Режим электронного доступа: http://www.tuva.asia/news/ruregoins/5256-sakralnoe.htwl

[4] Мартынов А.И., Елин В.Н., Еркинова Р.М. Бичикту-Бом – святилище Горного Алтая. Горно-Алтайск, 2006, С.332

[5] Там же, С. 333.

[6] Екеева Э.В. Сущностные характеристики отношений человека с природой в мировоззрении алтайцев (на примере ландшафтной и водной среды)»// Алтай- Россия: через века в будущее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства. (16-19 мая 2006). Т.II. Горно-Алтайск:РИО ГАГУ, 2006, С.190.

[7] Рудой А.Н., Лысенкова З.В., Рудский В.В., Шишин М.Ю. Укок (прошлое, настоящее, будущее). Барнаул, 2000

[8] См.: Древние культуры Бертекской котловины (Горный Алтай, плоскогорье Укок). Новосибирск, 1994; Кубарев В.Д. Наскальное искусство Алтая. Новосибирск; Горно-Алтайск, 2003; Полосьмак Н.В. «Стерегущие золото грифы» (Ак-алахинские курганы). Новосибирск, 1994; Полосьмак Н.В. Всадники Укока. Новосибирск, 2003.

[9] Молчанов О.Т. Топонимический словарь Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1979, С.324.

[10] Там же, 37.

[11] Древние культуры Бертекской котловины (Горный Алтай, плоскогорье Укок). Новосибирск, 1994, С.203.

[12] См. Суразаков А.С. Алтарь Евразии Укок – зона покоя //Алтай – сокровище культуры. М., 2004, С. 39.

[13] Долговых С.В. Заметки по млекопитающим Калгутинской и Бертекской котловин// »//Проблемы социально-экономического, экологического развития Республики Алтай: состояние и перспективы/Проблемы рационального природопользования, экологические проблемы региона. Ч.1. Горно-Алтайск, 2001,С.34.

[14] Древние культуры Бертекской котловины (Горный Алтай, плоскогорье Укок). Новосибирск, 1994, С.205.

[15] Соенов В.И., Шитов А.В. Изучение и картирование археологических памятников плато Укок и долины р. Тархаты»//Проблемы социально-экономического, экологического развития Республики Алтай: состояние и перспективы/Проблемы рационального природопользования, экологические проблемы региона. Ч.1. Горно-Алтайск, 2001,С.42-43.

[16] Ерохина Е.А. «Гений места»: региональная идентичность и символы регионального патриотизма Республики Алтай//Алтай- Россия: через века в будущее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства. (16-19 мая 2006). Т.II. Горно-Алтайск:РИО ГАГУ, 2006, С.109.

[17] Растов Ю.Е., Щербинин Д.И. Сибирский сепаратизм: социологическая экспертиза современных проявлений. Барнаул, 2010, С.130.

[18] Соенов В.И., Шитов А.В. Изучение и картирование археологических памятников плато Укок и долины р. Тархаты»//Проблемы социально-экономического, экологического развития Республики Алтай: состояние и перспективы/Проблемы рационального природопользования, экологические проблемы региона. Ч.1. Горно-Алтайск, 2001,С43.


Категория: Плоскогорье Укок

Наши партнёры
656052, г.Барнаул, ул.Матросова, 120
Обратная связь
© 2010.Общественное объединение "Фонд Алтай-21 век".
Все права защищены. Копирование материалов только с указанием ссылки на первоисточник
Карта сайтаЗаметки
Последнии статьи: Букеты от www.igrushki-iz-cvetov.ru Гибка труб на http://gnem-trubi.ru На pugovkishop есть все для рукоделия Путешествуем с http://www.worldtravel.kiev.ua/category119/ Бакалавриат за границей Аренда помещений в Воронеже Заработок в интернете Пояс для чулок Заказать вступление в СРО строителей можно на сайте www.nado-v-sro.ru Курсы флористики для начинающих в школе www.dop-c.ru в Школе дизайна
Разработка сайта: